Каждый родитель хочет, чтобы его дети выросли счастливыми, самостоятельными людьми. Но как сопровождать этот процесс? Какие потребности действительно есть у детей, и как родители могут их удовлетворить? Как обеспечить глубокую связь, и в то же время установить границы? Дело в том, что сопровождение развития ребенка — это большая задача. Чем больше вы будете знать об этом, тем лучше у вас получится. Именно поэтому мы подготовили для вас эту статью.
В чём нуждаются дети? Пирамида потребностей Маслоу
Американский психолог А. Маслоу исследовал тему потребностей несколько десятилетий назад. Он разработал пирамиду потребностей, которая актуальна и по сей день. Пирамида потребностей имеет пять уровней с различными потребностями:
- В самом низу, в основании, находятся физиологические потребности. Это базовые потребности, такие как еда, питье, сон или тепло.
- На втором уровне пирамиды находится потребность в безопасности. Мы хотим чувствовать себя физически и материально защищенными. Это включает в себя определенную свободу от забот, но также и безопасность.
- На третьем уровне пирамиды потребностей Маслоу находятся социальные потребности. Мы хотим, чтобы нас любили в семье, среди друзей, в школьной или профессиональной среде. У нас есть потребность в крепких, интенсивных связях.
- Четвертый уровень пирамиды составляют индивидуальные потребности. К ним относятся стремление к признанию и уважению. Но стремление к успеху, независимости, свободе и силе также относится к этой части пирамиды потребностей.
- На вершине пирамиды находится самореализация. Люди испытывают потребность искать в жизни вызовы для себя, и развивать свои индивидуальные способности.
Это важно для понимания пирамиды потребностей Маслоу: Отдельные потребности опираются друг на друга. Только когда базовые потребности на нижних уровнях удовлетворены, пробуждаются потребности на других уровнях. Те, кто голоден, холоден или живет в опасной среде, мало задумываются о личной свободе и самореализации. Поэтому базовые потребности, находящиеся в основании пирамиды, всегда должны удовлетворяться в первую очередь.
Принципы пирамиды потребностей Маслоу применимы ко всем людям, но особенно к детям. Младенцы не рождаются с потребностью в самореализации, она развивается гораздо позже. Но они остро нуждаются в удовлетворении физических потребностей и потребности в безопасности.
Удовлетворение потребностей: Маленькие дети не могут долго ждать
Взрослые до сих пор считают, что младенцев и детей можно баловать. Надо дать им хоть раз поплакать, или хотя бы подождать. Эта идея в корне неверна. Совсем маленькие дети еще не могут отодвинуть свои потребности на второй план. И они не могут сами о себе позаботиться. Когда им хочется есть, пить, одиноко или страшно, больно или скучно, они зависят от помощи взрослых. Если родители не удовлетворяют эти базовые потребности, дети чувствуют себя неуверенно. Они становятся тревожными, и стресс в организме возрастает. Страдает связь с родителями.
Поэтому очень важно, особенно в отношении младенцев и детей младшего возраста, серьезно относиться к их потребностям. Например, детей следует кормить грудью не по определенному графику, а тогда, когда они подают сигнал о голоде. Не следует также заставлять их спать в одиночестве, или слишком рано отделять от родителей.
Хорошая связь обеспечивает независимость
Самое важное, что вы можете дать ребенку в первые годы его жизни, — это хорошая и надежная привязанность. У ребенка должно быть ощущение, что мать (или другой важный воспитатель) всегда рядом, и может решить любые проблемы в случае сомнений. Это означает, что потребности в близости должны быть удовлетворены в максимально возможной степени.
У многих родителей такая точка зрения вскоре вызывает проблемы. В нашем обществе, к сожалению, все еще распространено стремление, как можно быстрее загнать ребенка в социальную среду, требующую от него адаптации и отделения от родителей. Кажется нормальным, что родители постоянно отталкивают своих детей, чтобы те учились самостоятельности.
Однако выясняется обратное: Дети, которым приходится бороться за внимание и безопасность родителей, впоследствии становятся независимыми. Если же, напротив, они могут безоговорочно рассчитывать на связь с матерью и отцом, то у них также появляется желание делать что-то самостоятельно и познавать мир.
Это также имеет смысл, если вспомнить пирамиду потребностей Маслоу. Только когда базовые физиологические потребности, чувство безопасности и социальные потребности удовлетворены в достаточной степени, появляется стремление к самостоятельности. Поэтому дайте своим детям столько безопасности и близости, сколько им нужно! Независимость и отлучение от груди произойдут сами собой.
Важность свободной игры
В здоровом развитии, дети занимаются прежде всего одним: они играют. Свободная игра — это отдых от повседневной жизни. Здесь все возможно, и все разрешено. Игра непреднамеренна и не имеет цели. И она остается без последствий. Игра нужна для того, чтобы пробовать, учиться и исследовать чувства. Именно поэтому свободная игра имеет решающее значение для здорового развития детей. И, по правде говоря, даже взрослым людям очень полезно иметь возможность поиграть, чтобы попробовать свои силы.
Поэтому для развития ребенка очень важно позволять ему играть. Насильно заставлять нельзя, ребенок должен сам настроиться на игру, и попробовать что-то сделать. Для этого необходима определенная доля скуки. И, к сожалению, в нашем обществе это происходит все реже и реже. С одной стороны, многие дети уже имеют достаточно плотную программу занятий и ухода в первые годы жизни. А с другой стороны, электронные средства массовой информации лишают детей возможности скучать. Когда ничего другого не происходит, их можно развлечь с помощью смартфонов, планшетов или телевизора. Это приводит к тому, что скуки становится все меньше, а игр — все меньше. Это снижает способность детей к саморазвитию и самопознанию. Поэтому ради их развития следите за тем, чтобы у ваших детей было много времени и возможностей для свободной игры!
Ролевая модель вместо воспитания
Конечно, дети также нуждаются в границах и правилах. Они должны знать, в каких пределах они могут двигаться. В этих пределах они могут развиваться здоровыми и безопасными способами. Однако многие родители пытаются установить границы с помощью наказаний и строгого воспитания. Однако гораздо важнее подавать хороший пример в семье. Дети учатся на опыте других людей. Поэтому взрослые должны понимать, что их образ жизни и поведение, имеют решающее значение для развития и способностей детей. Поэтому так важно, чтобы каждая мать и отец, а также другие взрослые в семье или в окружении ребенка, снова и снова задавались вопросом о собственном поведении. Это особенно актуально, когда в развитии ребенка что-то идет не так, как хотелось бы.